Кот Ученый (h4w) wrote,
Кот Ученый
h4w

Categories:

Что вам грозит при слиянии компаний?




Как преодолевать разницу в корпоративной культуре в ходе объединения бизнесов.









В феврале 2018 года «Яндекс.Такси» объединился с Uber и FoodFox. За четыре года до этого Mail.ru приобрел «ВКонтакте». Еще раньше Danone cлился с «Юнимилк». Во всех названных случаях корпоративная культура компаний имела существенные различия, однако эти различия не стали препятствиями для сделок. HRы компаний, участвовавших в сделках, рассказали на конференции «HR-среда» «Яндекса», как действовали команды, занимавшиеся слиянием бизнесов.



«Яндекс.Такси» + Uber + FoodFox


Подготовка к сделке была начала 7 февраля 2017 года, сделка была закрыта ровно через год — 7 февраля 2018 года. Комиссия по ценным бумагам США в день объявления о сделке сообщила, что Yandex N.V и Uber International C.V передадут свои бизнесы в России и ряде соседних стран в новую компанию MLU B.V, зарегистрированную в Нидерландах. MLU получит $100 млн от «Яндекса» и $225 млн от Uber и сможет использовать их товарные знаки. Доли MLU B.V будут распределены так: «Яндекс» получит 59,3%, Uber — 36,6%, оставшиеся 4,1% достанутся сотрудникам.


Надежда Гущина, директор по персоналу «Яндекс.Такси»:


«Мы долго обсуждали организационную структуру объединенной компании и в ходе этой работы пришли к следующим выводам. Прежде всего, не нужно спешить с первым контактом с сотрудниками. Процесс слияния следует разбить на этапы. Нужно настроиться на аудиторию. Поддерживать отношения партнерства. В ходе обсуждения тем лучше «переобсудить», чем «недообсудить». Обсуждение следует вести в нейтральной тональности.


Сделку готовили несколько проектных команд, каждая из которых отвечала за свой сектор – IT, финансы, маркетинг, HR…


Идеальную структуру компании сразу выстроить невозможно. В ходе слияние мы можем приближаться к цели, но этот процесс требует времени.


Взаимопонимание сторон тоже будет увеличиваться постепенно: мы начинали с того, что проводили переговоры по строго обозначенной повестке дня в присутствии юристов, а закончили веселой вечеринкой, посвященной слиянию. В ходе переговоров мы давали понять нашим партнерам: «Мы вас ждем! Мы вам рады!»


Когда подготовка к сделке по слиянию Uber и «Яндекс.Такси» уже шла полным ходом, к двум участникам присоединился третий – сервис доставки еды FoodFox. Это было вызовом для участников процесса, пришлось пересматривать множество решений, последним из которых было изменение дизайна толстовки для финальной вечеринки: если в первой версии дизайна названия компаний Uber и «Яндекс.Такси» были нанесены на рукава, а знак «плюс» на груди, то теперь пришлось искать место и для FoodFox.


У компаний были отличия в корпоративной культуре. С точки зрения Uber «Яндекс.Такси» выглядел слишком неформально и хаотично. С точки зрения FoodFox наоборот – слишком бюрократично.


В Uber к моменту анонса сделки работало порядка 140 человек, в «Яндекс.Такси» — около 500, в FoodFox – около 100. В процессе интеграции Uber 85% сотрудников Uber перешли в объединенную компанию, в FoodFox сохранились почти все».



Mail.ru + «ВКонтакте»


16 сентября 2014 года Mail.Ru Group стала единственным владельцем социальной сети «ВКонтакте», выкупив 48% акций у фонда UCP. Сумма сделки составила $1,47 млрд. По условиям сделки Mail.Ru, фонд UCP и Павел Дуров отказались от взаимных судебных претензий.


Сергей Щербаков, HR-директор «ВКонтакте»:


«К моменту ухода Павла Дурова «ВКонтакте» был небольшой компанией, тогда как Mail.ru была корпорацией. Бизнес у нас был организован по-разному. Например, если в «ВКонтакте» требовалось купить новый ноутбук, то мы его покупали и оплачивали с корпоративной карты. В Mail.ru были совершенно иные процедуры: здесь было принято бюджетирование, в этом есть свои минусы и плюсы, нам это предстояло осознать.


В области HR нас прежде всего интересовали такие вопросы как брендирование, рекрутинг и взаимодействие с Mail.ru. В части HR-брендов мы договорились, что будем использовать понятие «созвездие брендов»: «ВКонтакте» действует в рамках большого холдинга, но сохраняет самостоятельный HR-бренд


Mail.ru и «ВКонтакте» дали друг другу доступ в базы кандидатов. Конечно, поначалу не обошлось без холиваров «Это – мой кандидат!» Однако в итоге стороны выиграли, что числе, потому что мы дали Mail.ru свои контакты в сильных питерских вузов, и у Mail.ru появилась возможность «выдергивать» интересных кандидатов прямо из институтов. Число вакансий в «ВКонтакте» с этого времени удваивается ежегодно. Московские вакансии нам помогает закрывать Mail.ru.


Для разработчиков в «ВКонтакте» после слияния практически ничего не изменилось. Перемены состоят в том, что наши разработчики стали принимать участие в конференциях Mail.ru в Москве и принимать московских разработчиков в Петербурге. Другие подразделения – такие как бухгалтерия или маркетинг – интегрированы сильнее.


В итоге, думаю, выиграли все. Недовольны только старожилы, которые помнят «ВКонтакте» как семейную компанию».



Danone в России и СНГ + «Юнимилк»


18 июня 2010 года подразделение Danone в России и СНГ и ОАО «Компания «Юнимилк» объявили о создании объединенной компании , в котором Danone будет контролировать 57,5% новой структуры. Доля «Юнимилк» составит 42,5%. Годовой оборот объединенной компании составит 1,5 миллиарда евро. Количество сотрудников превысит 18 тыс.


Рудольф Разек, HR-директор «Данон Россия»:


«Особенность сделки состояла в том, что небольшая компаний поглощала крупную. К моменту слияния Danone был компанией с почти 100-летней историей. В 1992 Danone пришел в Россию, при этом в России он представлял собой небольшую компанию. В «Юнимилк» же работало около 14 тыс. сотрудников, у компании было 25 заводов.


Портфели Danone и «Юнимилк» идеально дополняли друг друга в плане продуктового ряда, дистрибуции, позиционирования, однако корпоративная культура очень сильно отличалась. Нам пришлось долго работать над тем, чтобы понять друг друга и осознать, как мы можем усилить преимущества. Например, сильной стороной Danone было очень серьезное отношение к технике безопасности труда. Когда мы начали продвигать такой подход в объединенной компании, статистика происшествий выросла, просто потому что раньше не все ситуации фиксировались, а теперь каждая подлежала учету.


Одним из первых шагов были конференции «День изменений», которые состоялись сначала в Москве, затем в других городах России. Другим важным драйвером интеграции стала система корпоративного обучения, в ходе которой мы прививали сотрудникам новые ценности.


Прошло определенное время, прежде чем мы стали осознавать, что вместо двух разных компаний на рынке действительно появилась новая – «Danone Россия»: первый период интеграции продолжался около трех лет, после чего мы сосредоточились на повышении эффективности бизнеса».










Оригинал размещен на Что вам грозит при слиянии компаний?
Subscribe
promo h4w october 26, 2016 07:50
Buy for 200 tokens
У меня очень демократичный ЖЖ. Вы можете свободно высказывать свое мнение, а я могу свободно заморозить или удалить ваш комментарий, или же вообще вас забанить. Дабы этого не произошло, придерживайтесь рекомендаций: Мат — это соль жизни, однако пересоленное блюдо не вкусно, а уж сыпать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments